Электромобили показали рост на 40% в третьем квартале, но Zeekr столкнулся с падением продаж.

Текущее состояние рынка электромобилей в условиях правительственных изменений На данный момент органы власти страны продолжают менять своё отношение к электромобилям: время от времени они дают «зеленый свет», вводя льготы и преференции, а затем принимаются меры, создающие серьезные преграды для этой категории автомобилей. С 1 января текущего года утилизационный сбор на электрические автомобили возрос в 20 раз, доведя его до уровня сборов на автомобили с двигателями внутреннего сгорания, что вызвало сериозные изменения на рынке. За первые три месяца нового года наблюдалось резкое падение продаж: с 3844 электромобилей в октябре-декабре предыдущего года до 1854 в начале 2024 года. Вслед за адаптацией производителей, во втором квартале зарегистрировано 2546 новых «электричек», а в третьем квартале ситуация улучшилась еще больше — продажи достигли 3586 единиц. Однако возник вопрос: будет ли продолжаться этот рост? В прошлом году наблюдалось стабильное число продаж в декабре, составляя около 1200 автомобилей в месяц. В первом полугодии 2024 года были зафиксированы такие месячные показатели: 795 электромобилей в апреле, 786 в мае, 965 в июне, 1257 в июле, 1082 в августе и 1247 в сентябре. Также стоит отметить количество новых электромобилей 2025 года: 196 в апреле, 334 в мае, 430 в июне, 543 в июле, 481 в августе и 597 в сентябре. На складах по-прежнему остаются многие машины предыдущих годов. С учетом того, что с 1 ноября утильсбор может вновь увеличиться, можно предположить, что ожидается стабильный уровень продаж на уровне 1000-1200 машин в месяц до лета. Тем не менее, возможное изменение правил начисления утильсбора может отрицательно сказаться на импорте электромобилей, так как большинство моделей, зарегистрированных в первом полугодии 2024 года, имеют мощность выше 80 «лошадей», что лишает их льготы по утильсбору. Перейдем к подробностям третьего квартала. Наиболее успешной маркой по-прежнему остается Zeekr с 891 проданным автомобилем. Однако наблюдается падение доли бренда: с 38% в IV квартале 2024 года до 25% в III квартале 2024 года. Завод «Москвич» активно распродает остатки моделей 3е, выпущенных ранее, продав 430 единиц в период с июля по август, 417 из которых были переданы юридическим лицам. Успехи Evolute тоже недостаточны — она реализовала всего 539 электромобилей, среди которых модель i-Pro не дотянула до результатов «Москвича 3е» (363 экземпляра). Бренд Amberauto с моделью A5 пока не демонстрирует высокие результаты, продав 277 штук, произведенных в 2023 и 2024 гг. У Ora отметился низкий спрос на 50 автомобилей, а Avatr и BYD показали скромные результаты, достигнув, соответственно, 263 и 258 проданных машин. Все остальные производители остаются на своих позициях, не прибавляя в объеме продаж. Например, BMW и Porsche реализовали 51 и 15 электромобилей соответственно. Tesla реализовала 142 автомобиля, среди которых 12 пикапов Кибертрак, а Geely EX5 вошел в список успешных моделей с 97 продажами за тридцатидневный период. В завершение можно отметить новинку Eonyx М2, которая наконец-то попала в статистику, продемонстрировав интерес со стороны четырех покупателей. Таким образом, итоги показывают основные тенденции на рынке электромобилей и создают ожидания относительно их будущего.