Автопроизводители предложили ограничить импорт легковых автомобилей для частных лиц

ОАР предлагает пересмотреть утилизационный сбор для борьбы с серым импортом Объединение автопроизводителей России (ОАР) направило запрос в Минпромторг с просьбой пересмотреть методику начисления утилизационного сбора на автомобили с целью борьбы с «серым» импортом. Это касается случаев, когда автомобили оформляются на физические лица для минимизации расходов. В состав ОАР входят крупные игроки рынка, такие как АВТОВАЗ и КАМАЗ. Как сообщает Интерфакс, обращение, направленное главе Министерства Алиханову, поднимает вопросы о том, что действующее постановление правительства №1291, принятое в декабре 2013 года, нуждается в изменениях. ОАР предлагает перейти к расчетам утильсбора на основе мощности двигателей, а не их рабочего объема, так как современные иномарки все чаще имеют мощные, но компактные двигатели. Проблема заключается в том, что разные модели автомобилей в целом облагаются одним и тем же размером утилизационного сбора, что не учитывает их реальные ценовые категории. Например, бюджетный седан Changan Alsvin с ценником 1,85 миллиона рублей и объемом 1,48 литра платит 677,4 тыс. рублей, что аналогично сумме, требуемой для более дорогого BMW Х3 с ценой 8 миллионов рублей. ОАР ставит под сомнение возможность действующей системы обеспечения дифференцированного подхода к разным классам автомобилей. Также указывается, что льготная налоговая база для физических лиц имеет отрицательный эффект на авторынок. В настоящий момент такие лица уплачивают значительно меньшие суммы при ввозе новых автомобилей, что способствовало росту «серого» ввозного потока. В 2024 году доля ввезенных для личного пользования автомобилей находилась в диапазоне от 1 до 50%, в то время как в 2025 году этот показатель уже возрос до 50-70%. В результате российский рынок наполнился автомобилями без гарантий и доступа к сервисному обслуживанию, что, в свою очередь, негативно сказалось на доходах федерального бюджета, который теряет миллиарды рублей.